Товар:

Стоимостью: руб.

успешно добавлен в корзину

Перейти в корзину Продолжить покупки
Каталог Специальное предложение О компании Доставка Оформление картин Контакты Художникам Статьи, советы
В нашем каталоге
Последние новости

Как механику повезло или картина Ренуара за 700 евро

Купить подлинную  картину Ренуара за 700 евро оказалось возможным на одном из сайтов объявлений.

07.06.2016
Подробнее  »

Чем удивит Третьяковская галерея на фестивале Vivarte?

Третьяковская галерея представит редкие шедевры на предстоящем фестивале Vivarte

28.05.2016
Подробнее  »

Новую технологию сохранения живописи придумал Google

Google представил новейшую технологию: робот, который будет сохранять картины

26.05.2016
Подробнее  »

Арт-центр «Митьки» (г. Санкт-Петербург) залило кипятком

В арт-центре «Митьки» из-за потопа  пострадало помещение и картины

23.01.2016
Подробнее  »

Главная » Статьи, советы » Русское искусство XVIII века

Русское искусство XVIII века

Восемнадцатый век — век блестящего восхождения русского искусства на вершину мировой классики.
По глубине идей, простоте и ясности художественного языка изобразительное искусство в России XVIII века превзошло все современное ему мировое искусство, причем своих успехов оно достигло в кратчайший исторический срок.

Подъем изобразительного искусства в XVIII веке был связан с подъемом общественного самосознания русского народа, с развитием науки, философии, общественной мысли. Известно, какое огромное значение для всех сторон духовной жизни страны имела деятельность такого универсального гения, как Ломоносов, и наших великих просветителей XVIII века — Радищева и Новикова. Известно, сколь большое значение имела преобразовательная деятельность Петра I в начале XVIII века.

Эстетика художников XVIII века, в большинстве выходцев из крепостного крестьянства или служилых сословий, во многом исходила из жизненных идеалов крестьян, из здорового представления народа о прекрасном. Она получила свое наиболее яркое выражение у А. Н. Радищева в его «Путешествии из Петербурга в Москву». Там он высказывает мысли о красоте, во многом предвосхищающие положения Н. Г. Чернышевского в его знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности».

Русские художники XVIII века свой идеал народной красоты воплотили в целом ряде полотен. Обаятелен портрет неизвестной женщины в крестьянской одежде И. Аргунова. Портрет дочери художника Д. Левицкого Агаши в сарафане невольно вызывает в памяти прелестный образ Анюты, описанный Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». А. Лосенко в своей картине «Владимир и Рогнеда» дал выразительные образы русских крестьян-воинов и трогательный облик крестьянки, служанки Рогнеды. М. Шибанов дал целую галерею образов русских крестьян в своих картинах «Сговор» и «Крестьянский обед», причем сделал он это с большой теплотой, достоинством и красотой. В. Боровиковский представил старого крестьянина под видом аллегории зимы, быть может, тем самым намекая на суровую, тяжелую жизнь народа, а в миловидном облике торжковской крестьянки Христиньи он явно выявил свои симпатии к простому народу. Многие художники, в силу своих личных влечений, втайне от своих господ, вопреки их запретам изображать «низшие сословия», обращались к образам простых людей. Один из них, И. Ерменев, трагическая судьба которого так мало еще исследована, служил своей кистью обездоленному трудовому народу. В своих рисунках он показал нищую, убогую крепостную Русь: крестьян за бедным обедом, слепых, поющих на базаре, нищих с котомками за плечами, одетых в лохмотья с широкими заплатами. Мы находим здесь прямую параллель радищевскому обличению народной нищеты и ярма крепостничества.
Не следует думать, что только к этим явлениям в искусстве сводилось плодотворное влияние на него народных, демократических, антикрепостнических идеалов. В условиях безграничного господства крепостников, когда художник стоял в прямой, часто крепостной зависимости от своих господ и заказчиков, он вынужден был считаться с их требованиями. А цари и вельможи, высокопоставленные аристократы, кичащееся своей родовитостью дворянство требовали, чтобы художники служили удовлетворению их тщеславия, возвышению их рода, их прославлению, идеализации. Как трудно было в этих условиях внести в портретные изображения вельмож правдивые черты их характера, дать правдивую, реалистическую характеристику их личности! И все же русские художники умели это делать. Их не покидало здоровое чувство реализма. С какой силой охарактеризован дегенеративный облик Павла скульптором Ф. Шубиным, как тонко обрисован облик аристократа, «бриллиантового князя» Куракина в картине В. Боровиковского! Русские художники XVIII века создали разносторонний психологический и социальный портрет русского общества своего времени. Та сметливость, острота и меткость, с какими охарактеризовано в этих картинах русское дворянство, были выражением трезвого и иронического взгляда народа на своих господ. Самый оптимизм, сочность живописи, реализм ее были порождены народным, полнокровным, оптимистическим ощущением жизни, веры народа в свое лучшее будущее.
Богат и сложен обрисованный художниками XVIII века внутренний мир русских женщин. Чертами задушевности, человечности отмечены обаятельные образы В. Суровцевой (Рокотов), М. Дьяковой (Левицкий), М. Лопухиной (Боровиковский). Наряду с этими произведениями среди женских портретов XVIII века мы видим властных, жестоких помещиц-крепостниц, лукавых и надменных придворных дам.

Особенно глубоко и проницательно постигали русские художники духовный мир деятелей культуры. Поэтому так выразителен взгляд великого французского энциклопедиста Д. Дидро, так проникновенны умные глаза великого русского просветителя Н. Новикова в портретах Левицкого.

Народные идеалы оплодотворяли все передовое искусство XVIII века. Даже те произведения, которые больше всего подчинены были канонам официальной эстетики, — парадные портреты, официальные исторические полотна, — даже они прекрасны в той мере, в какой в них чувствуется дыхание этой живительной силы. Все передовое искусство XVIII века сложилось на почве народного мировоззрения, обостренного его страстным стремлением освободиться от оков крепостничества. Известно, что это стремление нашло свое выражение в широком стихийном крестьянском восстании, которым руководил Емельян Пугачев.

Тема героического преодоления тяжелых жизненных испытаний является одной из основных в русском искусстве XVIII века. Вспомним «Прометея» Ф. Гордеева. Русский ваятель нашел в нем средства выразить нечеловеческие страдания и в то же время неугасимый пламень надежды на освобождение. В статуе «Марсий» Ф. Щедрина и особенно в изваянии М. Козловского «Поликрат» с необычайной силой и красотой выражена тема протеста и борьбы. Борьба с темными силами должна закончиться, по представлениям русских художников XVIII века, торжествующей победой человека. В этом выражается надежда народа на искоренение социального зла.
Эта прогрессивная реалистическая линия в искусстве XVIII века, отражающая материалистическое, демократическое мировоззрение народа, противостояла придворному, пустому и фальшивому, в основе своей идеалистическому, искусству крепостников.

В своем творчестве русские художники XVIII века исходили прежде всего из художественного наследия, которое было им оставлено их русскими предшественниками.
В многовековом древнерусском искусстве и в особенности в искусстве XVII века складывались и развивались те элементы, которые, как ростки нового в недрах средневекового, идеалистического, по преимуществу религиозного искусства, подготовили переход из мира религиозной фантастики в мир реальной действительности. В древнерусском искусстве накапливались и все больше и больше проявлялись реалистические черты.

Можно проследить, как происходило постепенное постижение древнерусским художником-иконописцем портретного образа. Изображение княжеской семьи, и деятелей церкви встречается уже в древнейшей стенной живописи, в иконописи и миниатюре. От абстрактных форм, повторяющих каноничность лика, постепенно совершается переход к изображению его жизненно конкретных черт, его неповторимой портретности. В XVII веке это с особой силой нашло свое выражение в творчестве замечательного русского художника-иконописца Симона Ушакова. Он совсем близко подошел к пониманию портретного искусства. В своем трактате о живописи он высказал взгляды, свидетельствующие об его жизненной наблюдательности и его реалистических устремлениях. В этом отношении в нем следует видеть предшественника художников-портретистов XVIII века.

Много реалистических черт накопилось в древнерусском искусстве при изображении бытовых, «житийных» сцен. В них можно заметить и русское жилище, и утварь, и одеяние древнерусского человека. Но особенно близко стоит к портретному искусству XVIII века так называемая парсунная живопись XVI—XVII столетий, то есть портретные изображения «персоны» — «парсуны», которые являются непосредственным переходом от иконописи к светской живописи. Переход этот, вызванный новым, реалистическим мировоззрением, потребовал и новой живописной техники.

Техника масляной живописи явилась важным нововведением в русском искусстве XVIII века. Масляная живопись служит прекрасным средством для реалистического воплощения действительности. Она сочна, блестяща, плавка и допускает бесконечное множество тончайших оттенков. Кроме того, масляные краски, положенные на грунтованный холст, особо устойчивы и прочны, нужно только дать им хорошо просохнуть, а затем покрыть их лаком.

Техника древнерусской живописи совсем иная. В ней краска употреблялась темперная, разведенная не на масле, а на яичном желтке. Она ровным плотным слоем накладывалась на толстый грунт, положенный поверх натянутого на доску холста. Темперная краска иконописи накладывалась послойно: сначала общий тон лика — более светлой краской, затем более темной — теневые части, самые освещенные, выпуклые отмечались бликами, так называемыми «движками». Вся эта техника способствовала абстрактности, условности образа: краски не сливались, не плавились друг с другом, как в масляной живописи, а ложились более условными цветовыми плоскостями. Блеск красочной поверхности достигался протиранием ее олифой.

Чтобы преодолеть условность живописи и приблизиться к реалистическому образу, древнерусскому художнику надо было преодолеть и старое мировоззрение и старую иконописную технику. Этот шаг он сделал решительно и самостоятельно. Нам известно из летописных источников и по сохранившимся памятникам, что русский художник издавна стремился реалистически изобразить человека, зверя и птицу. Есть указания, что в XVI веке толмач Дмитрий Герасимов привез из Москвы в Рим парсуну великого князя Василия. Особенно часто эти парсуны встречаются с конца XVI века, наиболее широкое распространение они получают в XVII столетии.

В древности тех художников, которые стремились как можно более жизненно передать изображение, называли, в отличие их от иконописцев, живописцами. Возросшая потребность более жизненного изображения толкала их на мысль отказаться от иконописной техники и начать освоение масляной. Так, первые парсуны были написаны иконописной техникой яичной темперой, затем все чаще стали появляться парсуны, исполненные масляными красками на холсте.

И архивных документах XVII века имеются свидетельства о парсунах, написанных «по полотну». Эти парсуны часто писались уже с натуры, «с живства». С живства писал так же парсуны Симон Ушаков. Чтобы перейти к масляной живописи, надо было отказаться от толстого грунта и, вместо того чтобы наклеивать холст на доски, натягивать его на подрамник.

С этим приемом древнерусский живописец был давно знаком. Когда ему приходилось расписывать деревянные терема и светелки, он пользовался холстом, натягивая его на подрамники и подбивая к стене, чтобы создать ровную площадь дли живописи. То же самое он делал, когда расписывал потолки. Написанные на этих холстах картины часто окаймлялись рамами-рейками, отделившими одно изображение от другого. В этих картинах изображались библейские и евангельские сцены, аллегории, человеческие фигуры (олицетворяющие силы природы), звери, птицы, холмы, реки, деревья, небо, луна и звезды. Между этими изображениями встречались и портреты.

В XVIII веке долго сохранялся способ развешивать сходным образом произведения различных мастеров на стенах картинных галерей. Изображение такой развески картин мы видим на холсте Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова». Картины располагались симметрично, одна подгонялась вплотную к другой по всей плоскости степы, и разделялись рамками-рейками. Они являлись как бы росписью, декором стены. Иногда для того чтобы сохранить строгую симметрию в расположении картин, одни из них обрезались, делались короче или уже, другие, наоборот, наставлялись. Следы таких изменений форматов картин можно нередко встретить среди произведений XVIII века.

Мысль о масляной краске не чужда была древнему художнику и потому, что он знал, как оживляется и укрепляется яичная краска, покрытая олифой. Отсюда оставался один шаг до растирания красок на олифе. Можно на ряде исторических памятников проследить процесс постепенного перехода от иконописи к живописи, от парсун XVI—XVII веков, выполненных в иконописной технике, к парсунам конца XVII — начала XVIII века, исполненным в живописной технике масляными красками, а затем уже к собственно портретам в современном смысле слова. Этот процесс развития ускорен был преобразованиями Петра I.

Подобным же образом можно было бы проследить самостоятельный путь развития русской скульптуры. Истоки ее лежат в древнерусском ваянии. Известно, с какой виртуозностью резал древний мастер декоративные узоры по дереву. Как много вкуса и умения проявил он в них! Карнизы, ставни, ворота и т. д. постоянно украшались резьбой, включавшей наряду с орнаментом изображения птиц, рыб и животных. Пышностью, богатством и разнообразием отличались резные старинные иконостасы. В их декор часто включались, особенно в XVII веке, фигуры ангелов и святых, исполненных с большим мастерством и реализмом. Сохранились деревянные изваяния и круглой скульптуры.

Эта традиция деревянного ваяния и резьбы по дереву и камню получила широкое развитие в XVIII веке в произведениях крепостных художников и послужила истоком творчества крупных русских мастеров скульптуры.

Так, в недрах древнерусского религиозного искусства складывался ее антипод — светское реалистическое искусство. Самостоятельным путем развивалось и художественное образование в России.

Крупнейшее художественное учреждение XVI—XVII веков — Оружейная палата, своего рода академия художеств того времени — послужило в XVIII веке прототипом для государственной организации дела искусств.

Оружейная палата, находившаяся в Москве, в Кремле, при царском дворе, объединяла все лучшие художественные силы страны. В ее мастерских работали живописцы, иконописцы, резчики, позолотчики, чеканщики, там лили и украшали оружие, в ней обучались молодые ученики.

Петр I упразднил Оружейную палату как учреждение, служившее старому государственному строю. Но опытные, умелые мастера были переброшены им в строящийся Петербург. Там они долго составляли основное ядро работников в Канцелярии от строений, ведавшей строительными художественными делами.

Канцелярия от строений и «живописная команда» в ней объединяли, подобно Оружейной палате, множество строителей, каменщиков, лепщиков, резчиков и живописцев. Последние в большинстве своем были в прошлом иконописцами. Позднее они стали заниматься плафонной и стенной живописью, покрывали росписью стены и потолки дворцов и храмов, писали иконы и портреты. Там же обучались и молодые мастера. В «живописной команде» долгое время работали выдающиеся русские художники Андрей Матвеев и Иван Вишняков. В ней состояли и иностранные мастера.

Возникшая в петровское время идея создания академии художеств долгое время не получала осуществления. Канцелярия от строений с ее «живописной командой» в известной степени выполняла ее задачи, прежде чем открылось отделение искусств при Академии наук, а затем в середине XVIII века образовалась и сама Академия художеств.

Таким образом, художественное образование в России XVIII века имело свои исторические корни в древней Руси.
Обучение русских художников за границей, широко практиковавшееся при Петре и в последующее время, сводилось главным образом к освоению опыта Западной Европы и демонстрации там своих собственных достижений. «Дабы знали, — как говорил Петр, направляя за границу живописца Ивана Никитина, — что есть и из нашево народа добрыя мастеры».

Была и другая цель в обращении русских к западноевропейской культуре. Русские не стояли в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации, наоборот, они шли в уровень с ней. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая достижения культуры и искусства всех стран, обобщая их опыт и опыт собственного исторического развития, русские создали свое искусство, свою культуру и тем самым внесли свой вклад в мировое художественное развитие.

Русское искусство XVIII века сложилось и развилось прежде всего на основе использования русского художественного опыта и критической переработки художественных достижений всей мировой культуры.

Крупнейшие русские художники XVIII века всегда связаны были с передовыми людьми общественной и научной мысли. Так, Ф. Шубин был другом своего земляка Ломоносова, Д. Левицкий был близок с Новиковым. Художники стояли на уровне передовых идей своего времени. В живописи, скульптуре и графике и особенно в архитектуре XVIII века отразился с наибольшей полнотой и блеском гений русского народа.
Ломоносов писал: «Честь российского народа требует показать способность и остроту его в науках, и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами, не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний».
В XVIII веке мастера народного творчества, крепостные художники были широко использованы при строительстве и отделке замечательных архитектурных сооружений, которые являют пример и образец творческого содружества архитекторов, скульпторов, живописцев и народных мастеров декоративного искусства. За короткий срок был создан целый город, изумивший весь мир своей красотой и грандиозностью, — Петербург. Все это свидетельствует о том, какой глубочайший интерес представляет русское искусство XVIII века во всех его проявлениях, каким богатым художественным наследием оно для нас является.



Новые поступления

Домик на берегу
Цена: 4500 Руб.

Ночь на Неве
Цена: 21000 Руб.

Летняя прогулка
Цена: 28000 Руб.



Художественная интернет-галерея "АРТКАРТИНА" © 2008, Санкт-Петербург
Заказать картину либо купить готовую вы сможете на нашем сайте!

Яндекс.Метрика       ArtNow - купить картину